Новости

30 мая 2016
В Батецком районе прошли мероприятия, приуроченные ко Дню детской книги
26 мая 2016
В Окуловском районе прошла торжественная церемония награждения молодежного актива «Новое поколение»
25 мая 2016
В Любытинском районе прошла II ученическая проектная конференция «Я познаю мир»
24 мая 2016
В Пестовском районе состоялось совещание «Введение ФГОСДО: состояние, проблемы, пути решения»
20 мая 2016
Глава Хвойнинского муниципального района встретилась с ветеранами педагогического труда
18 мая 2016
В Парфинском районе прошел смотр-конкурс строевой подготовки

Опрос

СМИ об образовании

Более 2,4 тыс. выпускников Новгородской области сдают ЕГЭ по русскому языку
42 новгородских педагога претендуют на звание лучших
В этом году ЕГЭ в Новгородской области будут сдавать около 2,5 тысяч выпускников
В школах и гимназиях области прошли праздники “Последнего звонка”
В Новгородской области организуют 26 пунктов для проведения ЕГЭ
Право выбора
В департаменте образования состоялось областное родительское собрание
Новгородский школьник добрался до суперфинала Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
165 новгородских первоклассников с ограниченными возможностями здоровья будут учиться по новым ФГОС
Школьники из Батецкого района приняли участие в захоронении павших в 1941 году воинов

Календарь событий



Главная » Аттестация » Дошкольное образование » Аттестация. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Аттестация. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников

22 апреля 2016

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования

Актуальность. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития.

В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Цель идеи: развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи:

1.Организовать предметно-развивающую среду.

 2.Развивать интерес к исследовательскому поиску.

3.Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.

4.Организовать взаимодействие с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольника.

Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес.

В настоящее время в системе дошкольного образования применяются самые разные педагогические технологии. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, т.к. он практически вбирает в себя и другие современные технологии. Концептуальная основа проектной методики разработана американским ученым Д. Ж. Дьюи и В. Х. Килпатриком. В основе проектной технологии лежит деятельностный подход, целесообразная деятельность детей. Цель проектного обучения – создать условия, при которых дети:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- развивают исследовательские умения;

- развивают системное мышление;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

Также существуют источники для развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников (программа О.В.Дыбиной, Н.Н.Поддьякова  «Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», методические рекомендации Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», И.Э.Куликовской, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование»). Данные технологии предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов.

Используя метод целенаправленного наблюдения за воспитанниками в процессе выбора вида деятельности, беседуя с детьми  своей группы на тему выявления знаний о свойствах материалов (вода, снег, лед, песок, глина, почва, магнит), я отметила, что:

- дети редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности, принимают участие в планировании экспериментальной деятельности с подачи взрослого, с помощью взрослого готовят материал для эксперимента;

- дети с трудом понимают причинно- следственные связи рассматриваемого явления,

- испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений;

- недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации.

Отсюда вытекает необходимость выбрать более эффективные средства обучения и воспитания.

С учетом того, что предметно-развивающая среда является условием для развития детской познавательной активности, как собственной, полностью определяемой самим ребенком и вызванной его внутренним состоянием, так и активности, стимулируемой взрослым (Н.Н.Поддъяков), я создала оптимальную развивающую предметно-пространственную среду в группе.

С целью развития детей в различных видах детской деятельности в группе созданы центры активности, которые пополняю игровым оборудованием в зависимости от изучаемой темы, интересов воспитанников. Например, центр экспериментирования оснащен разнообразными материалами для исследования:

- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема,

- мерные ложки, сита и воронки разного  материала и объема,

- резиновые груши разного объема,

- пипетки с закругленными концами,

- природный материал и бросовый материал,

- технические материалы в контейнерах,

- увеличительные стекла и т.п.

- кинетический (живой) песок;

- световой стол для рисования сыпучим песком.

Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.

На основе теоретического материала я составила картотеку опытов и экспериментов для детей среднего и старшего дошкольного возраста: «Почему все звучит?», «Все увидим, все узнаем», «Свет и тень», «Звенящая вода», «Воздух работает» и т.д.

 Используя проектную технологию, стала активно внедрять данный материал в совместной и самостоятельной деятельности воспитанников, применяя алгоритм подготовки к проведению эксперимента:

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов).

2. Определение тематики эксперимента.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (воспитательные задачи, развивающие, обучающие).

4. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей, изучаемой темы.

5. Подготовка к фиксации результатов эксперимента в различных формах (таблицы, модели) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам эксперимента.

Так, например, познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Зима и зимние забавы». Интерес к этой теме появился после того как выпал первый снег, родители подарили санки-ледянки, появились вопросы у детей: «Будем ли мы строить горку, заливать ледяную дорожку?» и другие.

Совместную деятельность над проектом начали с разработки модели трех вопросов, где дети проявили свою познавательную активность, отвечая на вопрос «Что хотели бы узнать?», информационную компетентность через вопросы: «Что ты знаешь?» и  «Где это можно узнать?».

В течение работы над проектом дети вместе со взрослыми участниками проекта (воспитателями, родителями, музыкальным руководителем,  инструктором по физкультуре) составляли и дополняли план работы над темой в ходе ее реализации.

Все виды детской деятельности были обеспечены необходимым учебно-игровым оборудованием в различных центрах активности. В частности, познавательно-исследовательская деятельность была насыщена опытами и экспериментами: зависимость состояния воды от температуры воздуха, лед легче воды, свойства снега, замерзание воды и др. В результате работы над проектом дети узнали свойства и качества снега, льда, воды; научились работать с различным природным и бросовым материалом. С детьми младшего дошкольного возраста (3-5 лет) были реализованы исследовательские проекты «Волшебница вода», «Царство воды»; с детьми старшего дошкольного возраста – проекты «Воздух-невидимка», «Волшебный магнит», «Электричество».

Для организации самостоятельной опытно-исследовательской деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеет наличие модели последовательности деятельности (пооперационные карты). Данная модель помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями. Совместно с детьми в каждом центре развития составили пооперационные карты, например: центр экспериментирования («Как сделать цветную воду», «Выложи картинку по образцу»), центр природы («Полив цветов», «Сажаем лук»), центр игры («Убираем комнату»), центр познания («Выложи овощи», «Собери картинку»). Для индивидуальной фиксации результатов опытной деятельности разработала рабочие листы, например, «Таинственные картинки», «Все увидим, все узнаем», «Найди предметы, которые могут быть зеркалами» и т.п.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии активного вовлечения родителей к сотрудничеству с детьми. Предлагаю родителям участвовать в экскурсиях со всей группой, проделать дома с детьми опыты с водой, воздухом; участвовать в тематических выставках совместного с детьми творчества, в подборе тематического информационного и демонстрационного материала.

Для родителей подготовила рекомендации «Опыты в домашних условиях», провела консультацию «Почему дошкольнику полезно быть исследователем», где были предложены игры, активизирующие мыслительную деятельность.

В результате проделанной работы у детей не только поддерживался познавательный интерес к различным областям знаний, но и развивались наблюдательность и пытливость ума, познавательные способности, стремление к познанию окружающего мира.

Вывод. Внедрение модели развития исследовательских способностей детей через новые педагогические технологии в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности – это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

 

Конспект совместной образовательной деятельности

 воспитателя с детьми средней группы

 по теме «Витамины и здоровье»

 

Задачи:

- закрепить представления детей о накопленных знаниях, о здоровье и витаминах;

- учиться работать с использованием пооперационных карт;

- познакомить детей со способами изготовления цветной воды;

- дать представления о плавучести «материала», о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести;

- формировать умения группировать предметы в соответствии с заданным числом;

- проявлять самостоятельность в организации двигательной игры.

Ход совместной самостоятельной деятельности воспитателя с детьми:

Утренний сбор:

дети и воспитатель приветствуют друг друга.

 Игра – приветствие:

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть - приседаем,

Можем мы большими быть — встаём,

Но один никто не будет.

Формулируем проблему:

дети отмечают, что кто-то из их друзей не пришел в детский сад – заболел…

Желают им скорейшего выздоровления. Воспитатель показывает принесенные каталоги продуктов, отмечает наличие полезных и вредных продуктов.

Проблема:

выяснить и обозначить полезные и вредные для здоровья продукты.

Презентация центров активности.

Воспитатель:

- Сегодня в центре творчества изготавливаем коллаж с изображением полезных и вредных продуктов. (Показ пооперационной карты и проговаривание последовательности действий). Ребята, это вам будет интересно? Ответы детей.

- В центре математики вас ждут карточки с цифрами и картинки с изображением овощей и фруктов. Подумайте, что можно с этим сделать?

Ответы детей.

- Кто пойдет работать в центр строительства,  увидит цветной конструктор и вот такую схему (показ схемы постройки). Вам понятна эта схема? Ответы детей.

- В центре книги вас ждут интересные познавательные книги о вкусной и полезной пище, о витаминах. Подумайте, что можно будет рассказать детям после просмотра этих книг?

- Вас ждет  центр движения и мячики. Вот по такой схеме можно организовать игру. (Показ схемы). Вам понятна эта схема? Ответы детей.

- Я сегодня буду работать в центре экспериментирования. Кто хочет вместе со мной, подходите. Там нас ждут интересные открытия.

Подготовленные материалы:

емкости с водой, цветная гуашь, пипетки, палитры, палочки для смешивания, свежие фрукты и овощи (апельсин, лимон, помидор), пластилин, бумага.

- Подумайте и решите, кто в какой центр сегодня пойдет? С кем вместе вы хотели бы работать? Дети отвечают.

Воспитатель помогает детям разойтись по центрам активности.

Итоговый сбор, или Что у нас получилось?

Воспитатель:

- Кто закончил работу, давайте подведем итог.

Дети со своими работами рассаживаются на ковре, работы, которые нельзя перенести остаются на месте.

- Кто хочет рассказать о своей работе?

- О чем нам расскажет команда, которая работала в центре творчества?

- Какие трудности вы встретили в центре математики?

- Эта работа была для тебя интересна?

- Ты бы посоветовал выполнить ее другим детям? И т.д.

Хорошо мы сегодня с вами потрудились. Спасибо!

 Чеблукова Ирина Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории, муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Полянка» г.Пестово

Оцените материал:
0

Комментарии

Оставить комментарий

Педсовет для всех
Информационный образовательный портал